Блог Кострового

Так когда же возникла Дема?

Интеврью со Скакалиным Александром Михайловичем об этапах возникновения района…

Скакалин Александр Михайлович

Александр Скакалин, старший эксперт криминалист, участковый инспектор санитарной милиции, начальник ОППН. Ныне на пенсии, но активный общественный деятель района.

Для справки: Александр Скакалин, старший эксперт криминалист, участковый инспектор санитарной милиции, начальник ОППН. Ныне на пенсии, но активный общественный деятель района.

– Было принято решение построить от Кинеля до Златоуста железную дорогу. Ее, этот участок протяженностью 250 километров, разделили на семь участков. И стали строить. Строители шли на встречу друг другу. Основы сети железных дорог в Российской Империи заложил знаменитый инженер-путеец. Фамилия была у него Михайловский Константин Яковлевич. Все основные железные дороги, которые в Российской Империи тогда создавались (на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке), он фактически пешком прошел эти земли, начиная от Москвы и кончая на Дальнем востоке. Вот такой человек был, почему в честь него нигде в Уфе не названо ни чего. Как-то его забыли, а ведь железная дорога дала мощный толчок развитию нашего города. На самом деле это был великий человек! Инженер-путеец…
– А здесь, в Деме, он был?
– Конечно же был! Как же нет. Великий строитель! Когда они подошли к Уфе, обратили внимание, что две реки текут параллельно друг к другу. Дема и Белая, и придется строить два железнодорожных моста. Над Демой, да еще и над Белой рекой. А вот еще тогда уфимский губернатор предлагал рядом с железной дорой провести тракт, который должен был идти от Жукова вдоль железной дороги в Уфу. Дальше что? И получается, что две дороги и две реки, которые текут параллельно друг другу на расстоянии трехсот метров. Чтобы сэкономить казенные средства, выделенные на строительство железной дороги, решили обойтись одним мостом. А для этого прокопали искусственный канал и изменили русло реки Демы. И вот где сейчас находится кафе Золотая рыбка ниже это канал, который выкопан руками человека.
– Осталась вот эта старица, которая петляет в сторону Затона.
– Вот сейчас едешь, Кардон проезжаешь, то со стороны, если едешь из Уфы, видишь – прогал на повороте идет. Вот здесь как раз и проходило раньше русло реки Демы. Оно до сих пор просматривается. С Кинели шла железная дорога, здесь в Деме была грандиозная стройка… валили лес, рыли канал, вывозили грунт, делали насыпь для железнодорожного полотна… Для этого в Деме были построены казармы, на той стороне железной дороги, где сейчас находится путейская площадь.
– Где сейчас демское депо…
– Там стояли как раз бараки двухэтажные. Еще там была деревня Кустаревка. А здесь, где сейчас располагается Дема, на этом месте раньше ничего не было. Кругом болото, лес шумел. Картошку сажали когда-то уже здесь, но потом. Даже после войны уже, где парк культуры там открыли, как наш район образовался. Вот там деревянные дома стояли. И там жильцы картошку сажали, раскапывали. Мы даже нашли документ, где говорилось, как бы компенсацию за картошку выплатить вот этим людям. Ну и смысл в чем? Нужно было ремонтировать телеги, нужно было лечить животных, платить заработную плату и так далее. И во всех документах фигурировало Дема, Дема, Дема…
– Дема как фигурировала? Как полустанок, или как район города?
– В технических документах. Нет, ничего тогда не было. Строительство участка железной дороги, это 1884-85 год примерно было при Александре III. Потом железная дорога была в 1887 году же, как разъезд. Тогда уже построили пути. Сначала сделали отсыпку полотна. Потом здесь построили шпалопропиточный завод. Он до сих пор стоит, здание его цело. Т.е. здесь была лесопилка на базе. На базе этой лесопилки было.
– А где это находится?
– Рядом со шпалопропиточным заводом прямо цех, где…
– Вот за ПМС-ом.
– Да, да. Нет зачем, перед ПМС-ом. У каждой железной дороги стоит. Там потом была ПМК какой-то. Это самое. Там до сих пор это здание стоит. Шпалопропиточный завод. И рядом была лесопилка, где лес пили на брус и креозотом пропитывали. Это то, что в Деме было. И в Деме было построено три разъездных пути, чтобы поезда могли разминутся между собой. А для того, чтобы обслуживать этот разъезд были простроены эти жилые дома.
– Если три пути, значит, это стрелки, а где стрелки нужен человек. Он должен дежурить, ему нужна будка.
– Понятно. Поэтому было построено… Через километр через каждый полтора километра были построены путейских будки, будки для путевых обходчиков. Я просто к чему? Почему этот разъезд именно Демой назвали? Я к этому хочу сказать. Вся техническая документация участка называлась Демой. Демский участок. И потом когда участок построили, вот это называние – не стали ничего выдумывать – разъезд Дема. Вот отсюда и пошла и Дема. С 1887 года, значит, стал разъезд Дема. Ну, естественно, на нем стали работать железнодорожники: осмотрщики, путейцы, стрелочники и так далее.
– А как же Кустеревка, как в это время?
– Там было образовано после революции. Во-первых, в гражданскую войну чапаевцы сюда подошли. Они делали попытку прорыва через мост, через Бельский на ту сторону. А белогвардейцы несколько платформ с щебнем, с камнем. Ну, в общем, завалили этот мост. И потом они взорвали один пролет с той стороны. Упал он в воду. И сверху кладбище татарское. Мусульманское кладбище оттуда из орудии поливали огнем. Не возможно было прорваться. И таким образом здесь был отвлекающий удар. Фактически ушла разведка и стала нащупывать место прорыва. И чапаевская разведка обнаружила в Красном яре, что на той стороне нет войск. Доложила и оттуда в это время Фрунзе прибыл как раз. И было принято решение здесь нанести отвлекающий удар, а там переправились через реку. И от туда вся дивизия переправилась. Там комендантом города, укрепрайона был генерал Ханжин. Они там шлепнули. Таким образом, 19 августа 1919 года Красная армия вошла в город Уфу.
– Через Красный Яр. Мы там купались еще в Советское время. Переходишь Белую до середины реки по колено, а потом раз уходишь под воду: глубоководье дальше и до противоположного берега рукой подать.
– Ага. Они мостки делали, по мосткам там. Ну, в общем и дальше что в 1936 году. В советском союзе, началась индустриализация страны. Стали строить заводы и фабрики, была проблема перевозки грузов. Так тогда еще автомобильных дорог не было, не было такой тяжелой и сильной техники. Разрешили в Деме расширяться уфимским железнодорожным предприятиям, так как в Уфе с одной стороны река, а с другой стороны гора. Так было построено здесь сначала в 1936 году вагоноремонтное депо, и тут же был построен паровозоремонтное депо. Вот и все.
Есть аэрофотоснимок, сделанный немецкими разведчиками в 1936 году. На нем можно видеть, как выглядела Дема с птичьего полета.
– Готовились фашисты…
– Да, готовились серьезно. Она говорят, что сами к войне не готовились. Ни фига подобного! Если они над Челябинском такие аэрофотосъемки делали. Собирались завоевать Урал. А Урал это и Свердловск. У меня есть знакомый участник ВОВ, ему уже 102 года. Как-то я у него спросил: «А скажи, а вот если Красная Армия войну не выиграла бы, что тогда было бы»? Он мне и ответил: «Немцы хотели всем мужикам яйца вырезать». Вот так он сказал. Вот и все…
Что еще? Чем примечательна Дема? В дореволюционный период здесь большевики (РСДРП) в Деме организовали нападение на почтово-багажный поезд, который вез заработную плату златоустским рабочим из Самары. Они убили стражника и уже в Воронках выгрузили все содержимое. Т.е. нападение здесь произошло на станции Дема. Таким образом, потом на эти деньги был проведен в Лондоне большевистский съезд. Вот чем была знаменита Дема еще до революции. Что еще? Образовался здесь совхоз. Там была построена начальная школа…
– Кто такой Кустарев, что он там сделал? Там, по-моему, дачи были.
– Там была не дача, а деревня. Вот по Демьяну Бедному, возле глухой реки. То есть там Витька Морозов, его мать там жила. Отец там еще жили. И их родители когда-то там. Они с Тамбовщиы приехали эти Морозовы. Одни из коренных жильцов Демы, предки с тех далеких времен. Ну что еще здесь было? Так …
– Основной вопрос, когда все-таки возникла Дема на самом деле? Чего придерживаться?
– Дема возникла в 1887 году, как разъезд Дема. Она отсюда пошла, название. А как район города возник в 1944 году. В марте месяце, шестого марта, кажется. Шестого марта 1944 года возник Демский район города Уфы. А до этого был рабочий поселок Дема с численностью 8 тыс. человек. А почему сельсовет находился в Баланове, я не знаю. Это была территория Уфимского района, как бы.
– Восемь тысяч – это уже много людей.

На границе Демского района

Дальше граница Демского района проходит по реке Деме… вырытая при строительстве железной дороги…

– Да много людей. Когда я в архиве подымал это дело. В основном в Деме было два стада. Заключали договор с жуковским колхозом «Дружба» на разрешение пасти скот в Минеевском враге. В то время минеевский овраг… Вы знаете, где находится этот Минеевский овраг? Как в Дему въезжаешь со стороны Чишмов. Вот этот мосток, там два знака въезд в Уфу, перед ними низина такая. Называется Минеевским оврагом. Он ведет на Девонскую улицу. Через дорогу проходит там, значит, равнина такая. Улица Девонская была в Деме. Она до сих пор есть. Да в этом Минеевском овраге пасли скот, в основном держали коз. Семьи были большие. Самая средняя семья так шесть человек в семье. И каждый год в конце декабря велся учет скота. Были записи даже, когда ягоды сажали, когда и где картошку. Людей заставляли выходить на прополку. Две три улицы, допустим, сегодня идут пропалывать. Причем все. Собираются и пошли полоть, от 15 до 55 лет.
– Тогда и демская администрация появилась?
– Сначала был поселковый совет, потом уже администрацией стал райисполком, но это уже в конце войны…
– Благодарим за интервью.

Беседу вел Александр Костровой.

Для сайта ufavokrug.ru

 

 

Услуги ногтевого сервиса

Улуги ногтевого сервиса в Уфе

Услуги ногтевого сервиса:
– Все виды маникюра
– Все виды педикюра
– Моделирование ногтей
– Оформление бровей
– Парафинотерапия
Гульчачак, 8-17-476-95-77
vk.com/id75179595


#ногтиуфа #маникюруфа #педикюруфа #гельлакуфа #депиляциявоскомуфа #ногтисипайлово #маникюрсипайлово #педикюрсипайлово #ваксингуфа #гельлаксипайлово #аппаратныйманикюрсипайлово #аппаратныйпедикюрсипайлово #аппаратныйманикюруфа
#аппаратныйпедикюруфа
#ногтиуфа #ноготкисипайлово #красивые ногтиУфа #дизайнногтейуфа #китайскаяросписьсипайлово #наращиваниеногтей #ремонтногтей #наращиваниеногтейсипайлово #наращиваниеногтейуфа #укреплениеакриломуфа #рукинедляскуки

По фундаменту пошла трещина

Записки старожила

Меня беспокоит нанесённый памятнику истории и архитектуры ущерб. А именно в ходе работ по забиванию свай возле дома Самоделкина по ул Ленина 81. По фундаменту здания-памятника архитектуры – пошли трещины.Не заметно с установлением забора был уничтожен пристрой к дому. Кто будет возмещать серьёзный ущерб нанесённый фундаменту здания почему молчит общество охраны памятников культуры и истории может его уже не существует?!

На фоне дома предков

Метки:
Top
  Яндекс.Метрика