Шпалопропиточный завод

Это самое первое предприятие на территории Демского района г. Уфы.

Когда строилась дорога Самара-Уфа-Златоуст-Челябинск в 1887 году. На берегу озера Кустаревское возник разъезд Дема, которая состояла из трех приемосдаточных путей. Здесь же вскоре построили и Шпалопропиточный завод.

Мотокросс

Послевоенной время. К мотокроссу готовы. На заднем плане Шпалопропиточный завод.

Старожилы рассказывают, что “завод был огражден двухметровым плотным забором. На территорию завода загоняли составы по запасным рельсам. На входе корпуса стояли вагоны. Тут стояли большие резервуары, куда они закачивали раствор. Напротив ряд печей, к которым подгоняли вагонетки со шпалами на обработку. Ну, когда их только выгружали-то еще были сухие, легкие, как дерево. Пахло сосной. Сколько тут деревьев переработали, лес большой! Их в печах пропитывали кривозотом. Уже на выгрузке они приобретали черный вид настоящих шпал. Рабочие были в спецовках, на которых на плечах пришиты дополнительные подушки. Шпалики они назывались. Сброс воды от шпалопропиточного производства стекала в сторону Белой, вдоль железнодорожного полотна. Впрочем от паровозного депо и от вагонного депо, сделали тоже на эту сторону. Образовывался целый ручей.

Шпалопропиточный завод был построен еще в 1904 году. С тех пор бессменным директором (больше 30 лет) Чекальников ?.?, инженер-путеец. В годы войны завод перебазировали в другое место”.

.