Начало Уфы глазами историка

Подшивка газеты

Историк Иванов В.А.
Историк Иванов В.А.

Начало Уфы глазами историка

 

В узком кругу археологов, на истфаке БГУ, прошло обсуждение проблемы изучения самого большого населенного пункта на территории Уфы… Профессор Иванов Владимир Александрович, зав. кафедрой Истории Отечества БГПУ, показывает из окон своего кабинета, где располагалось это древнее поселение – предмет споров уфимских историков.

– Если смотреть в сторону реки Белой, – говорит он. – То между улицами Фрунзе и Октябрьской революции, по оврагу располагался огромный населенный пункт, условно называемый в исторической классификации городище Уфа-2.

Еще в 18-19 веках там начали находить черепки, старые предметы обихода. В числе прочих — золотую византийскую монету, найденную и вывезенную отсюда уфимским архиепископом. Она, вероятно, сегодня хранится в Эрмитаже, где собирались подобные предметы из городища.

Потом, уже в 50-е годы, здесь нашли парфянскую гемму из сердолика и др. Находки датируется периодом между 1-м веком до н.э. и 1-м веком нашей эры.

После этого раскопки на территории «городища Уфа-2» не проводились вплоть до 1988-89 годов, до начала стройки большой въездной дороги. Эта дорога снесла около 100 метров городища. Археологи из Академии Наук изучили уцелевший культурный слой – керамика, остатки очагов, наконечники, предметы домашней утвари, топоры, ножи – в общем, все то, что в обиходе использовалось нашими предками.

Это городище Уфа-2 тянулось вверх до улицы Ново-Мостовой. Остатки городища находили даже под старыми домами на перекрестке Цурюпы и Коммунистической. Дальше по Фрунзе в сторону Телецентра, в районе Башдрамтеатра начинался могильник, иными словами кладбище, где хоронили умерших наши предки. Могильник тянулся вплоть до Башгосуниверситета.

Городище Уфа-2. Это была крепость, укрепленное поселение, обнесенное валом и рвом. В отличие от сложной структуры города, место под городище было выбрано просто — чтоб вода была рядом и защита. А где же защититься нашему предку, как не между оврагами, на берегу реки – то есть на мысе, защищенное с трех сторон оврагами, ручьи, текущие по оврагам. С одной стороны ров вырыли, вал насыпали – и вот укрепленное место, пригодное для жизни.

 

ГОРОДИЩ БЫЛО МНОГО, А ГОРОД-ТО ОДИН!

Для городища названия еще не придумали, поэтому применяется историками для обозначения условное наименование, хотя журналисты из «Вечерней Уфы» его окрестили Древней Уфой. Древней Уфой, по мнению Иванова, это назвать нельзя, поскольку это еще не Уфа. Не город, а городище. Таких городищ на территории Уфы известно пять.

Городище Уфа- 1, в литературе называют его Чертово городище, или Лысая гора. Оно известно с 18 века.

Городище Уфа-2, о нем мы вели речь выше.

Городище Уфа-3 – это устье реки Уфимки, из-за хозяйственных работ от него ничего уже не осталось.

Городище Уфа-4 находится в районе памятника Салавата Юлаева. Это закатанное в асфальт городище прекрасно сохранилось для будущих археологов. Там никто ничего не роет и не осваивает: Салават Юлаев охраняет территорию городища.

Городище Уфа-5. Совсем недавно выяснилось местонахождение городища Уфа-5 за Дворцом Спорта, в сторону железной дороги. Хотя ученые еще с 50-х годов прошлого века знали, что там находилось древнее поселение, но не предполагали, что оно укрепленное. Года три назад археологи из Академии Наук вновь изучили это место и обнаружили там атрибуты городища – ров и вал.

 

УФЕ БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ

— Некоторые уфимские историки пытаются удлинить историю Уфы. Им, по-видимому, не дает покоя предстоящее тысячелетие Казани. Они считают, что уже более 1000 лет назад Уфа как город уже была, но это суперсмелое утверждение, поскольку материалов для доказательств у них не хватает и, скорее всего, никогда не будет. Просто подменяют они понятия – город и городище. А ведь это совершенно разные вещи.
И весь этот ажиотаж, что здесь якобы существовал огромный город башкир, не имеет под собой никакой исторической базы, кроме эмоций. – считает историк Иванов В.А.
Хотя некоторые его коллеги-историки, подстрекаемые журналистами, готовы развить эту идею…

 

ДРЕВНИЕ ТУТ БЫЛИ, НО…

Впрочем, территория Уфы и так называемый уфимский полуостров, были заселены еще в эпоху бронзового века. Вокруг полуострова, по берегам Демы и Белой, люди начинали жить еще в каменном веке. А вот в начале бронзового века люди, наши предки, начали в гору залезать с берегов. И не только охотиться, но и осваивать. Примеров тому масса. Так, в районе Дудкино, где переправа на сады, были два древних поселения на расстояний 400-500 метров (прямо на берегу реки Уфимки, со стороны Уфы). В Затоне, возле озера Долгое, тоже нашли поселение бронзового века. На территории мусульманского кладбища (за Уфа-4) находится курганы, возле ж/д моста через Белую находится могильник, датируемый 1 тыс. до нашей эры. В 1940-ые годы, когда там проводили ремонтные работы, обнаружили останки погребения и провели раскопки.

Территория Уфы с точки зрения изучения культурного наследия напичкана следами древности. Это можно утверждать на основе многочисленных данных археологов, так как территория нынешней Уфы в древности было густонаселенным местом. Здесь жили люди, начиная с 1-го тысячелетия нашей эры (финно-угорские племена). Потом сюда со второй половины 11 века из степей пришли древние башкиры. Они отступали под напором половцев (кыпчаков). Все это происходило накануне монголо-татарского нашествия.

Башкиры дошли до бельско-демского междуречья. Эта часть РБ в древности представляла собой степной язык (коридор) вдоль Белой и Демы.

Кстати, есть легенда, в которой упоминается, как башкиры готовились переселиться на Урал. Сидели старики и говорили, что Урал – это хорошо. Быстрые реки, обширные леса, богатые дичью. Один говорит — да, но там живут мадьяры, они нас не пустят. А второй отвечает — земли много и будем жить дружно и мирно…  Впрочем, это в легенде, а на самом деле, мадьяры ушли отсюда в середине 9 века, а башкиры пришли позже (11 век). Оставшееся финно-угорское миролюбивое население жило разрозненными группами. Поэтому башкиры свободно заняли территорию и растворили местных жителей, что хорошо видно по внешнему виду некоторых групп башкир. Переняли от восточных финнов многое — научились строить деревянные дома, охотится и др. А русские стали появляться с 14 века, но тогда еще на территорию РБ не попадали, поскольку та была заселена…

ИСТОРИК ИВАНОВ — КОРЕННОЙ УФИМЕЦ

Иванов В.А. — русский, коренной уфимец. Предки матери — с Вятки, переселились лет 200 назад в Уфу. Предки отца — уральские казаки.

Детство Володи прошло на ул. Буданова, названной в честь одного из уфимских атаманов. Там, по левому берегу Сутолоки, была казачья слобода. Владимир Иванов с детства очень любил читать исторические повести и романы. А историком твердо решил стать в 13 лет, когда он увидел приключенческий фильм об археологах «Орлиный остров». Там археологи ищут храм греческого бога, указывающий путь кораблям (по словам учеников Иванова, недавно этот фильм вновь показывали по телевизору). Владимир Александрович 22 года работал в Академии Наук, занимался археологией. В 1990-м году, после защиты докторской диссертации перешел на преподавательскую работу. В основном, сфера научных интересов историка – 10 и 11 века, 12 и 14 века (Золотая орда). Имеет многочисленные работы и книги по данной теме.

 

КТО ОСНОВАЛ УФУ?

– А вот   Уфу, – продолжает историк   Иванов   В.А. – В том состоянии, которое мы знаем, живем, как город, дальше   Ивана Нагого, дальше основания Уфинского острога (так писали через «н» – такая была старорусская орфография), мы, историки, не знаем…

Итак, историю   Уфы   историки ведут с   Ивана     Нагого, который по указу   Ивана   Грозного прибыл сюда с пешим отрядом стрельцов, отрядом конных казаков и построил на реке Белой город.

Кстати, Белую в те времена, в 16 веке, называли Белая Волошка, т.е. малая Волга. Их было много, Волошек, до 18 века. Потому что и Каму считали Волгой. Волга – понятие финно-угорское, также как и Кама.

Историк   Иванов   В.А., пытаясь нарисовать образ первого уфимского воеводы, не хочет заниматься популизмом, придерживается фактов.

Достоверно неизвестно, как выглядел   Иван   Нагой, ибо благополучно он прожил жизнь свою – не был под следствием, и никто его не описывал. Но человек он явно был не хлипкий, поскольку приходилось   Ивану   и на коне скакать и саблей рубить и из пищали стрелять. Наверное, достаточно властный, ведь его прислали не ягоды собирать, а край осваивать. Русский, безусловно. Но если судить по фамилии Нагой (Нагай), то в нем была доля тюркской крови. Это не редкость в русском дворянстве и боярстве. Ведь служивую карьеру им приходилось начинать на границе, в степях. Там они и смешивались и женились.

Дальше начинается художественный вымысел – может, нос был орлиный, может наоборот скуластое лицо и узкий разрез глаз – трудно сказать. Поскольку нет ни описания, ни захоронения, чтобы по черепу его описать. Также известно, что было их два брата –   Иван   Нагой и Федор Нагой.   Иван   Нагой был стольником (не дворянин, а высший служивый чин). Стольник имел право нести караул при дворе, охранять во время царских пиров, входил в дворцовую челядь. Также известно, что   Иван   Нагой участвовал вместе с   Иваном   Грозным во взятии Казани. Там, наверное, и заслужил чин воеводы.

Поэтому, однозначно, основателем   Уфы   можно назвать только   Ивана Нагого, который в 16 веке построил здесь уфимский острог.

К сожалению, никаких документов о первых годах существования уфимского острога не сохранилось. Архивы сгорели в середине 18 века во время тогда многочисленных пожаров, когда деревянная Уфа сгорела дотла.

Кстати, города – наши соседи возникли еще позже. Оренбург Челябинск, Екатеринбург – не ранее 18 века.

БУДУЩЕЕ ГОРОДА В ТУМАНЕ

Итак, на недавнем совещании, походившем на истфаке БГУ, решался вопрос о сохранности и изучении городище Уфа-2, ведь это историческое место отведено под застройку (гаражи, административные задания).

Член-корреспондент АН РБ, доктор исторических наук, профессор Нияз Абдулхакович Мажитов развернул компанию, озадачил власти и в результате принята программа по изучению городища Уфа-2, которая будет реализована за полгода.

Историк Иванов В.А.
Историк Иванов В.А.
ОДНАКО ИСТОРИКИ НЕ ГОВОРЯТ, ЧТО УФА-2 — ЭТО ЗАРОДЫШ УФЫ

А об   Иване Нагом   – отце   Уфы, к сожалению, знают (и признают) только в узких научных кругах.
Похож ли наш город на сына, не уважающего своего родителя? Очевидно. Скоро от старой Уфы ничего не останется.

Сегодня составить представление о том, как Уфа выглядела 50 лет назад, можно только по осколкам прошлого. Это кусочек улиц от проспекта Салават Юлаева к улице Ленина, Октябрьской революции и Коммунистическая. А еще 20 лет было иначе.

Историк Иванов рассказывает, как приехал тогда к нему в гости коллега — венгерский археолог, директор Института Археологии. Человек, которого трудно удивить, объездивший всю Европу. Но при виде некоторых старых улиц Уфы гость все ахал и восхищался. Не успел Иванов его остановить, как он выскочил на середину улицы и начал фотографировать. Больше впечатление на венгерского коллегу произвело то, как выглядел провинциальный российский город…

А сейчас все это в прошлом. Гостиный двор – это красивый, роскошный, но новострой, хотя и сохранивший название. От старой Уфы наши внуки ничего не увидят.

Второй фактор – до сих пор уфимцы не знают имени основателя города. Любого останови на улице и спроси, «Кто основал Уфу»? Не скажут. Или, скорее всего, ответят – Салават Юлаев. Поскольку единственный исторический памятник поставлен Салавату Юлаеву, кроме советских деятелей. А вот в Самаре недавно поставили бюст своего основателя, князя, на Хлебной площади, на том месте, где раньше и стоял самарский острог…

Марат Султанов.

Уфимские новости №21/2005

От редакции «Уфа вокруг»: Размещаем интервью с ученым Ивановым В.А., которое мы опубликовали в  своей газете  «Уфимские новости» (№21/2005). Сайт ufavokrug.ru  – правопреемник газеты «Уфимские новости» (тогда сайт газеты был unj.ru). Несмотря на то, что многие сайты перепечатали материал с прежнего нашего сайта unj.ru и уникальность низкая, тем не менее  вытаскиваем из архива, поскольку данный материал является весомым аргументом в споре… Каждый раз находятся ученые, которые пытаются удлинить историю нашего города, замалчивать некоторые факты, выпячивать не совсем значимое. Вот из-за таких действий зарождается в любом обществе майдан…

 

Добавить комментарий